Как сделать черную землю на своих грядках
Попробую рассказать о своем опыте создания такой земли.
Сахалинский феномен гигантизма растений
На Сахалине существует феномен гигантизма растений. Однако огородники Сахалина знают, что в почвах там мало гумуса, климат морской, огородные культуры не всегда дают хороший урожай. А вот в низменных местах у гор есть участки с травами высотой до четырех метров, с широкими листьями, как у Борщевика Сосновского. И только когда на этих землях закладывают огороды или когда почву с таких мест переносят на свои грядки, то огородные растения начинают проявлять странный гигантский рост и радуют необычными урожаями. Вот только через небольшое время, особенно после регулярной перекопки и использования минеральных удобрений, почва уменьшает свое плодородие.Феномен черных земель Амазонки
Есть похожий пример на другом конце земного шара. На берегах Амазонки много веков существуют участки черной земли — Терра Прета, в которой гумуса под 15%, и толщина слоя почвы, богатой им, более 1,5 метров. Здесь 500 лет назад была необычная цивилизация индейцев. Созданные этой цивилизацией почвы обладают странным свойством: повышают плодородие и постоянно накапливают гумус.В наше время жители этих мест срезают черную землю и увозят в новые места. На вновь созданных почвах много лет проявляется гигантизм растений, затем, из-за пахоты и вносимой минералки, гигантизм исчезает.
Видео: Умные грядки globusbm.com
Мой феномен мусорной кучи
Приведу свое наблюдение. Недалеко от моего дома местные овощеводы много лет выращивали картофель на одном и том же месте. Осенью всю ботву и сорные травы собирали в низину, где сформировалась большая мусорная куча. Здесь росли дикие травы, лопухи и крапива. Я 10 лет назад освоил этот участок и постоянно высаживаю на нем овощи. И все эти годы мы поражаемся живительной силе этой «мусорной» земли. Здесь растет все, как на Сахалине: и лук, и смородина с крыжовником, и даже цветная капуста.Все эти годы мы, естественно, вносим дополнительную органику. Постоянно мульчируем эту землю слоем навоза и выполотых сорняков и поражаемся, как быстро все превращается в черный гумус- к тому же, урожайность на том участке не падает, а увеличивается.
Феномен Терра Прета и у нас налицо: урожаи овощей потребляют много солей, земля не знает отдыха, дает два урожая каждый год. Причем, минеральные подкормки здесь мы не делаем. Я вношу только грубую органику и поливаю АКЧ.
Неподалеку от дома у нас есть грядки, мы и их также ежегодно мульчируем навозом. На них, однако, овощи (с учетом применения минеральных подкормок), вырастают далеко не такого огромного размера.
Видео: Подготовка грядок осенью #urozhainye_gryadki
В чем суть такого феномена
Что общего у примеров, описанных выше? Попробую объяснить. На огороде недалеко от дома почва вначале была бесплодная. Затем на нее много лет вносилась (в виде мульчи) грубая органика — сухая картофельная ботва и листья, которые содержат много лигнина.Только такая грубая органика дает много стабильного гумуса. Постепенно эта куча зарастала местными сорными травами, в такой земле, не знающей «заботы человека», шла естественная эволюция почвенный биоты, происходил неспешный отбор бактерий, грибов и их хищников по симбиотическим, дружественным отношениям.Микроорганизмы своими выделениями стимулировали урожай растений, а возрастающий опад сорных трав активизировал рост биоты. Как следствие, мы отмечали быстрое формирование гумуса и гигантизм растений. Подобное происходило везде — и на нашей сорной куче, и на почве Сахалина, и на землях у Амазонки.
Берем все лучшее из опыта предков
Так что же из этих агротехник мы можем взять для улучшения земли своего огорода? На почвах Амазонки в естественных условиях гумус не накапливается из-за вымывания минералов дождевой влагой. Много веков назад человек создавал для себя плодородные стабильные почвы. Умные люди на берегах Амазонки не сжигали леса, а только обугливали ветки в своих печах. Они занимались производством гончарных изделий и выращиванием растений, а уголь из печей и отходы жизнедеятельности выносили на грядки.В черной земле Амазонки находили фекалии животных и людей, а это источник фосфора и азота- остатки костей грызунов, рыб, черепах — тоже источник фосфора и кальция. Кроме угля, там были и осколки глиняных изделий.
На такой матрице из угля, керамики и органики, которую дождь перестал вымывать, стала поселяться и приспосабливаться к ней новая биота. Происходила селекция грибов и особых червей, которым влага только на пользу, черви, к тому же, заглатывали, перерабатывали кусочки угля, разнося их и создавая новую особую почву. Этот почвенный червь огромных размеров, широко распространенный по всей Амазонии, способен заглатывать уголь из древесины, соединяя его с минеральной частью почвы.
Как результат, эта органическая масса (живые черви, грибы и бактерии) стала преобладать в созданной индейцами почве. К тому же, органики для почвенных существ (в виде опада листвы из окружающих джунглей) поступало много. И все это шло на грядки с растениями.
Так и создавалась Терра Прета — черная земля, которая, благодаря матрице из угля и новой почвенной биоте, поддерживает свое самосовершенствование до сих пор. Забота людей о почве привела к смене биоценозов, естественные старые экосистемы тропических лесов менялись на искусственные, но стабильные почвенные экосистемы. Возник симбиоз местных грибов, червей и бактерий. То есть, именно цивилизованные люди создали постоянный скелет почвы на основе древесного угля и обожженной глины.
Использовать древесный уголь на грядках в нашей холодной зоне не стоит. Аналог угля — это стабильный гумус из древесной щепы, он нам в самый раз. Именно он улучшит пористость земли, создаст новый скелет почвы. В нашей зоне лучший адсорбент — гуматы из лигнина, создаваемые базидиомицетами. Но об этом поподробней в конце статьи.
Почему на Сахалине растут гигантские травы
С окружающих Южный Сахалин гор стекают ручьи, они несут гумус и соли, которые, накапливаясь в низинах, создают естественные илистые наносы. На них постепенно появляются крупнолиственные растения — горцы, борщевики, дудники, белокопытники, шеломайники. Опад этих растений в несколько раз превосходит опад мелких злаков, и он, высыхая, дает грубую целлюлозу, а прирост ее огромен — до 200 тонн/га. Состав листьев этих трав необычный. В них много глюкозы и белковых веществ, а также марганцевых солей.Так в почве создается особый набор микроорганизмов, появляются марганцевые активные бактерии, это ускоряет почвообразование во много раз, и накапливается долгоиграющий стабильный гумус. Ризосферные бактерии в этой почве тоже необычно активные, выделяют много гормонов роста и азота для растений, и происходит селекция растений на гигантизм. Растения-гиганты дают больше корневых выделений, стимулируют азотофиксаторов и отдают больше азота почве. Возникает замкнутый круг — биота и растения совершенствуют друг друга, помогают друг другу, создают для себя новую почву.
Поэтому мы видим и на наших растениях сахалинский феномен, посадив их на «сахалинскую почву», перенесенную на грядки.
Но бактерии (марганцевые) на огородных грядках с перекопкой и навозом долго не живут, гигантизм затухает. А вот если грамотный садовод мульчирует свои грядки листьями или соломой дудника и горцев, то сахалинский феномен продолжает нарастать постоянно и быстро. Такая грядка становится рыхлой, воздушной, структурной, с содержанием гумуса более 10%.
Внук-старшеклассник прочитал эти мои заметки и говорит:
— А разве нельзя сделать проще? Например, возьмём плохую землю, привезем на нее машину торфа и она будет чёрная. Как чернозём. Затем каждый год будем вносить по ведру навоза на метр грядки и земля не будет светлеть, не будет терять гумус.
Я ему задаю встречный вопрос:
— Что прибавилось на этих твоих грядках после внесения торфа и навоза — гумус или перегной? По-моему, это ведь разные понятия. Таких вопросов можно задать много. Сходный ли гумус образуется на песчаных почвах, на глинистых, на подзолистых? Одинаковый ли гумус образуется в разном климате? Всегда ли черноту земли создает гумус? И что определяет плодородие грядок: гумус, перегной, а может, качество почвенной биоты?
Почесал внук голову и не смог ответить на мои вопросы, этому в школе не учат. Значит, надо пояснить все это еще раз.
Чем опилки отличаются от травы а щепа от соломы
Все наблюдали следующий феномен. Начинаем мульчировать землю скошенной травой — она быстро чернеет, прекращаем вносить траву — земля превращается в серый песок. Если вносим листья, солому, опилки, они тоже перегнивают, земля от них (как песок, так и глина) меняет цвет и длится это дольше, чем от травы. Что есть в опилках такого, чего нет в траве?Раньше я считал, что органика содержит NPK и другие соли, она природным образом накормит наши растения. Сейчас, кроме функции питания, выделяю более важную роль органики – почвообразовательную. Пройдя все пищевые цепочки почвы, органика превратится в гумус. Гумус соединится с минералами почвы, например: в карбонатных почвах с кальцием, в глинистых уже с солями алюминия и железа. Так создаётся десяток видов и сотня подвидов почв.
Есть еще одна, третья функция органики, которая особенно важна для меня – это экологическая. Органику надо вносить для того, чтобы не только накормить овощные растения сегодня, но и подумать о завтрашнем дне. Я теперь знаю, что почвообразование невозможно без микроорганизмов, поэтому они у меня должны быть особые, я должен помочь им сложиться в новую экосистему более высокого порядка, чем была прежде. И все они должны объединиться в особую саморазвивающуюся систему, наилучшую для моей конкретной почвы. Поэтому я предлагаю способ внесения органики для разных функций делать разным способом.
Вносим органику целенаправленно
Например, чтобы создавать в почве долгоиграющий гумус, надо постоянно вносить дроблёные тонкие веточки лиственных деревьев. В них не много азота, растения они не накормят, а базидиомицеты начнут развиваться, и они переработают лигнин из щепы в долгоиграющий гумус. Так я получу матрицу для создания Терра Прета у себя в огороде.Еще пример. Свежая трава, да и любой навоз, содержат много белка и аминокислот, а также простые сахара. Когда мы делаем «вонючки» из травы и навоза в бочке и поливаем ими почву, в этом случае мы не только вносим микрофлору, но и быстро усвояемые биотой сахара и белки. Этими элементами питания, через быстрые пищевые цепочки, кормим растения. Поэтому компост из зеленой травы и навоза это, прежде всего, питание для корней нежных растений. В почве трава и навоз сгорают очень быстро, матрицу из гумуса не оставляют. Важно понимать, что в процессе компостирования травы и навоза мы энергию углерода теряем, делаем это, чтобы рост и урожай растений увеличить, ведь такой компост содержит много NPK. О почвенной биоте и накоплении гумуса в этот момент мы не думаем. Поэтому плодородие почвы наших грядок в долгосрочной перспективе падает, содержание стабильного гумуса уменьшается.
Третий пример. Чтобы создать почвенную экосистему нового, более высокого порядка, недостаточно бездумно вносить на грядки любую органику, надеясь на её особые магические свойства. Качество органики определяется качеством биоты, в ней содержащейся. Это то новое, что нужно усвоить.
Видео: 05. Подготовка грядки озимого чеснока. Сентябрь
Поэтому я предлагаю делать компост с наибольшим разнообразием бактерий, грибов и простейших. Для этого надо не спешить, а делать компостные кучи по типу мусорных, которые оставлять на пару–тройку лет, лучше с сорными травами.
Нет особой разницы, как мы используем наш выдержанный компост: вносим на грядки до посадки, или под корень, например, под томаты или капусту, или сделаем из него АКЧ и станем опрыскивать им почву и листья. Эффект по улучшению экологии сада и почвы произойдет сразу и заметно, болезней станет меньше, развитие растений улучшится. Будете заботиться о почвенной матрице и почвенной биоте — плодородие почвы будет прирастать даже при высоких урожаях и большом выносе солей из почвы.
Как использовать катализаторы почвообразования
В заключение поделюсь еще одним важным секретом. У индейцев Амазонки катализатором почвообразования был древесный уголь. На Сахалине таким катализатором были травы, содержащие много марганца. А что у нас, в Нечерноземье, надо применять?Мульча из органики, содержащей много лигнина – это хорошо. Опрыскивание почвы АКЧ, насыщение грибами, бактериями и простейшими – еще лучше. Сохранение покоя для биоты – меньше копать, не вносить пестициды, постоянно добавлять компост – великолепно. Гумус от всего этого будет прирастать. Но недостаточно быстро! Углерод органики будет в этом случае образовывать, в основном, нестабильные растворимые гуматы, которые вымываются из почвы или разлагаются до СО2. Даже от щепы из сладких веточек гумус прирастает не более 1% в год.
Видео: Огурцы под плёнкой без полива и прополки
Поэтому, чтобы нестабильный гумус превращался в сложные стабильные углеродистые соединения, нужны новые почвенные катализаторы. Я для этих целей применяю Оксидат торфа, или Агровит-Кор (из бурого угля). Они стали продаваться в наших магазинах. Если вы внесете органику, богатую углеродом, АКЧ, перестанете копать и дополнительно, рано весной или поздно осенью, прольете почву Агровитом — то ускорите создание и накопление стабильного гумуса в почве в разы.
Я уже лет десять использую почвенные катализаторы и вижу, как на моих грядках растения дают в первый же год бурный рост, как будто они растут на Сахалине. Без катализаторов, с одной органикой и АКЧ, такой эффект наступает намного позже, даже в «дикой» мусорной куче на 3-5 год.