Специфика произрастания суккулентов в чили
Видео: Сеем семена перца проверенными методами!
Горные массивы Анд с востока и воды Тихого океана с запада отделяют Чили от остального мира. Не имеющее аналогов географическое очертание страны определило и специфику зон распространения кактусов, большинство родов которых часто объединяют под единым названием «чилийцы». Протяженность с севера на юг в виде узкой береговой полосы средней шириной до 200 км, на расстояние более 4000 км объясняет и климатическое разнообразие. Тропический пустынный климат севера Чили сменяют субтропики центра страны и влажно-океанические районы юга.
Чили - страна контрастов, неземных пейзажей, внутренних очаговых пустынь, цветущих садов, снежных вершин, аборигенов доколумбовских времен, тропической жары и арктического холода, вечных туманов и вечного открытого солнца. Чили - родина одного из самых популярных у коллекционеров родов кактусов - копьяпоа (Copiapoa), который, не смотря на слияние многих «чилийцев» в единый род эриозице (Eriosyce), сохранил верность своему названию в отличие от неочилений, неопортерий, хорридокактусов, ислай и других, более мелких, родов. Наиболее специфические условия произрастания достались кактусам северных районов страны.
Между Чиклайо в Перу и Антофагастой в Чили лежит географическая область, зажатая между затуманенным побережьем и Андами, почти напрочь лишенная любой вегетации. Ни «каманчика», как здесь называют «гаруа», ни летние дожди в Андах не пробуждают к жизни эту Богом забытую землю. Где-то высоко в Андах растут тефрокактусы и лобивии, но здесь, среди луноподобных пейзажей при почти полном отсутствии влаги выживает только ислайя Крайнца (Islaya krainziana) - удивительный пример аскетизма и выносливости.
Как и большинство жителей высокогорья, так и растения низменных областей с далеким от нормального климатом трудно уживаются в коллекции, так как сдублировать климат невозможно, а перенос растений в более щадящие условия часто приводит к потере ими своих морфологических признаков и даже к гибели. В природных же условиях сотни ислай, что возвышаются над песками пологих, безжизненных холмов на самом севере Чили, иссечены со стороны ветров, внешне без признаков жизни, словно окаменевшие, и только своими цветками говорят о том, что они не мумии, а живые создания. Ближе к океану, среди распадков береговых скал, поднимающихся на высоту до 500 м, можно встретить единичные экземпляры бывших неочилений (Neochilenia aricensis и N. iguiguensis), названных по местам произрастания в районе бухт Арика и Икике.
Поиски кактусов в прибрежной зоне трудны, так как это область частных туманов, где на расстоянии одного метра уже ничего не видно. Ориентиром может служить только шум прибоя. Когда же туман рассеивается, то с вершин Береговых хребтов открывается вид на бесконечные песчаные холмы разного цвета, что говорит о различии в содержании минералов. По направлению к югу эти холмы переходят в обширное лавовое плато пустыни Атакама - одной из самых засушливых зон на земле, где по нескольку лет метеостанции не регистрируют осадков. Кактусы обходят пустыню стороной, забираясь высоко в горы или прижимаясь к береговой полосе.
Южнее широты Антофагасты прямо с берега можно увидеть россыпи копьяпоа разных видов, хотя у жителей этих мест бытует фраза: «Наши дети не знают, что такое дождь». Чем дальше к югу, уровень осадков начинает повышаться от нуля и уже на широте Каррисаль-Бахо способствует природному образованию самой богатой в стране «коллекции» шаровидных кактусов. Здесь многоголовые группы копьяпоа перемешиваются с нынешними эриозице всех возрастов и размеров среди захватывающих дух пейзажей - настоящий рай для кактофилов под открытым небом. Не хватает только огороженных бордюрами аллей и табличек с надписями «экспонаты руками не трогать».
Еще один удивительный район Чили под названием «бутерброд с сахаром» находится южнее от поселения Сифунчо, где выходы минералов белого цвета обильно «присыпаны» гуано. Здесь же произрастают виды копьяпоа с белым природным, а не привнесенным птицами, налетом на стебле, что так ценится и так трудно достигается в условиях коллекции.
Далее к югу копьяпоа постепенно вытесняются другими родами чисто чилийского происхождения, в числе которых еще одно явление кактусного мира - неочиления (эриозице) напина (Neochilenia napina). Ее стебель украшен уникальными сосочками шаровидной формы, по которым вид не спутаешь ни с каким другим.
Видео: В.Гапон «Гибриды в роде Gymnocalycium»
Центральные районы Чили лишены специфических черт произрастания кактусов. Эта благодатная плодородная земля с нормальным для этих широт климатом. Там, где человек не занял земли виноградниками, садами и другими сельскохозяйственными угодьями, процветают в благоприятных условиях кактусы и другие представители флоры страны. Только высоко в Андах встречаются экстремалы растительного мира, в том числе и кактусы. Это касается высокогорных видов тефрокактусов и великолепного вида хорридокактус аканкагуензис (Horridocactus, а ныне Eriosyce acancaguensis). Большинство колоний этого вида живут в предгорьях Анд, но небольшая группа растений забралась на высоту свыше 3000 м по склонам одной из самых высоких вершин Анд - Аконкагуа и часто скрывается от глаз «охотников» за кактусами под слоем снега.
Видео: КЛАРКИЯ (CLARKIA) сем. Кипрейные
Юг Чили - область самых обильных осадков на земле. Их уровень достигает 6000 мм в год. Здесь, среди скал часто встречаются многочисленные озера - каменные чаши с реактивами темно-синего, лазурного, бурого и желтого цвета- удивительная лаборатория Природы с образцами, взятыми из неисчерпаемой сокровищницы недр Чили.
Из кактусов в горах редко встречаются только виды из рода майуэния (Maihuenia) и уникальный по специфике произрастания аустрокактус хибернус (Austrocactus hibernus). Этот вид добрался до границы вечных снегов и нет другого в мире кактуса, который бы выдерживал такой суровый климат. Там, где он произрастает, девять месяцев в году лежит снег, а в остальные месяцы теплые дни сменяются морозными ночами. Даже летом в ночные часы почва промерзает, днем оттаивает и становится мокрой, поэтому в культуре эти растения не боятся сырости и спокойно переносят температуры ниже нуля. Однако наши теплые летние месяцы могут изнежить вид, и он потеряет свою сопротивляемость к морозам. Выход один: запирать его по ночам в холодильник, но редко кто из любителей способен на такую операцию, поэтому Austrocactus hibernus лучше наблюдать в природе, чем в культурных условиях.
Вот те, наиболее яркие специфические условия, что сопровождают жизнь «чилийцев» - эндемиков этой страны на их родине.
Фото Сергея Червинко (Винница)