Морозостойкие розы пинга лима: интервью с селекционером

Пинг Лим

Гражданин США по паспорту, китаец по происхождению, Пинг Лим воплотил свою американскую мечту. Он стал успешным селекционером роз, его сорта - красивы и морозостойки. А что еще нужно российскому розоводу?!

- Расскажите, пожалуйста, о своих новинках: &lsquo-Music Box&rsquo-, &lsquo-Survivor&rsquo-, &lsquo-Fiesta&rsquo-, &lsquo-The Finest&rsquo-...

- Роза &lsquo-Music Box&rsquo- – до метра высотой и столько же в ширину. Это компактный невысокий шраб. А цветки похожи на &lsquo-Pullman Orient Express&rsquo- по расцветке. Они, конечно, мельче. Но цветет роза очень обильно. И до сих пор не отмечено ни одного случая каких-либо заболеваний. Зона морозостойкости 5, до -20 градусов - никаких проблем. Наверное, лучше показать, чем рассказывать.

&lsquo-Music Box&rsquo- - высота 90 см, шраб. Цветки махровые, с умеренным сладким ароматом.

&lsquo-Survivor&rsquo- - высота 90-120 см, шраб. Цветки махровые.

&lsquo-Fiesta&rsquo- - высота 60-90 см, шраб. Цветки махровые.

&lsquo-The Finest&rsquo- - высота 90-120 см, чайно-гибридная. Цветки махровые, с сильным ароматом.

- &lsquo-Orange Impressionist&rsquo- - уже не новинка. Но фото трудно найти в интернете, да и в продаже не встретишь...

- Да, сорт был представлен в 2003 году. В Европе ее продают несколько питомников.




- Ваша &lsquo-Pullman Orient Express&rsquo- – одна из любимейших в России роз. Расскажите о ее истории.

- В Америке и Великобритании этот сорт продается под названием &lsquo-Love&Peace&rsquo-. Он был представлен в 2002 году, на сегодня завоевал 5 или 6 медалей. Мне кажется, что он более популярен в Европе, чем в США. Очень красивая и здоровая роза. Кстати, одно из военных училищ в Миннесоте использует с 2005 года ее как символ училища: любовь и мир вместо войны. Папа этой розы – &lsquo-Peace&rsquo-, мама – один из наших самых здоровых сеянцев. У него цветок с 10-15 лепестками, мы часто используем его в качестве материнского растения.

Сорта селекции Пинга Лима. Фотогалерея

- Как Вы подбираете родительские пары для новых сортов, на какие характеристики обращаете внимание?

- Это очень хороший и важный вопрос. Когда мы выбираем родителей будущей розы, исходим из того, что хотим получить. Основа основ – здоровье, то есть устойчивость к болезням. Как минимум один из родителей всегда должен быть очень сильным и здоровым. А другой родитель должен быть красивым, ароматным или обладать еще какими-то характеристиками, которые мы хотим увидеть у потомства. Кроме того, роза-мама должна давать хорошие семена – обильные по количеству и хорошо всхожие. Успешный выбор материнского растения – самое сложное в селекционной программе, иначе можно просто потерять время и силы. Итак, основа: здоровье, красота, запах, новизна – это мы хотим скомбинировать вместе. Затем мы должны учесть, какая мама лучше завяжет плоды, сколько в них будет семян и как быстро они прорастут.

- Вы используете сорта Остина в качестве родителей?

- Совсем немного. Сорта Остина привносят хороший аромат, количество и текстуру лепестков. Но к ним надо подбирать более обильно цветущего и здорового второго родителя.

- Есть ли четкая закономерность в наследовании определенных признаков по материнской линии и по отцовской? Это зависит непосредственно от выбранного родительского сорта или все спонтанно и нужно исследовать полученное потомство каждой новой пары? Например, морозостойкость, габитус, окраска, аромат, устойчивость к болезням и вредителям, способность завязывать семена - какие из перечисленных признаков наследуются по материнской линии, какие по отцовской?

- Такой закономерности нет. Иногда можно очевидно увидеть, что новой розе досталось от мамы, что - от папы, а иногда нет. Обычно оба родителя почти одинаково влияют на такие характеристики, как зимостойкость, сила роста или внешний вид розы. Могу только сказать, что если один из родителей – видовая роза, то сеянец явно унаследует многие ее черты. Но про то, какие характеристики сеянец наследует в большей степени от папы, какие от мамы – ответить сложно. Я думаю, оба родителя обладают равными возможностями. Ну или почти равными.

- Каким образом Вы испытываете сеянцы на зимостойкость, устойчивость к заболеваниям и вредителям?

- Мы вообще не обрабатываем розы химикатами на наших тестовых полях. Отобранные и размноженные сеянцы оставляем в поле без укрытий на зиму и обработок. Им остается либо расти, либо погибнуть – естественный отбор. Через три года из оставшихся 30-40% роз мы выбираем лучшие. Все наши розы корнесобственные, поэтому вновь отобранные экземпляры мы размножаем укоренением черенков и посылаем на тестовое поле в Миннесоту (это между 4 и 5 зоной морозостойкости), зимой там морозы до -30 градусов. Они тестируются еще три года. Так что в сумме мы испытываем новые сорта не менее шести лет. У нас есть тестовые поля в Висконсине, помогают нам в этой работе также и университеты, и розоводы-любители, в том числе на севере Швеции.

-Не хотели бы Вы испытать несколько новых сортов в России?

- Конечно, было бы здорово тестировать сорта в России. Я бы очень хотел посетить вашу страну, посмотреть Москву и Санкт-Петербург, а заодно и найти возможности для такого тестирования. Я знаю, что русские очень любят цветы. А для меня это первый показатель высокой культуры нации.

- Не пробовали вывести неукрывные сорта для 3 зоны, чтобы и в Сибири, и на Урале можно было выращивать?

- Легче покончить жизнь самоубийством! Мы тестировали наши сеянцы в 3 зоне, под канадским Виннипегом. Нет уж, пусть лучше этим канадцы занимаются. Это очень трудно.

- Кстати, как Вы оцениваете результаты работы Ваших ближайших коллег и конкурентов - канадских селекционеров?

- Я бы скорее назвал их своими друзьями и учителями. Они мне очень помогли, в своей селекционной программе я использую некоторые их сорта. А конкуренции среди селеционеров морозостойких роз еще долго не будет – слишком мало пока сортов. Я бы даже сказал, срочно требуются новые селекционеры!

- Что Вы думаете о радиационных методах в селекции, которыми часто пользуются известные бридеры? Используете ли радиацию в своей практике?

- Когда-то использовали, но с опытом поняли, что радиация не добавляет сеянцам эксклюзивной новизны, более того, она ослабляет их.

- Читали ли вы труды Мичурина и Тимирязева? А так же не хотели бы представить собственную литературу?

- Я читал только американских и китайских авторов. Сейчас пишу книгу о своих сортах. Может быть, через год-два она будет напечатана, на китайском и английском.

- Сколько сотрудников работает у вас в отделе селекции?

- У меня есть только один постоянный ассистент. И до десяти временных работников, которых я привлекаю во время опыления, сбора плодов и пр. Если, конечно, речь не идет о работе в поле. Но эти работники не относятся к моему отделу.

- Поддерживает ли государство вашу селекционную программу по выведению морозостойких роз, как это делается, например, в Канаде?

- Нет. В США заведено так: или ты самостоятелен и успешен, или бизнес закрывается – другого не дано. Все, чем нам помогает государство, – это быстро выдать сертификаты на ввоз или вывоз нужных нам сортов.


Благодарим Елену Мумрину и Владимира Праздникова за помощь в подготовке интервью.

Поделитесь в соц. сетях:

Похожее