Идентификация конофитумов: узоры и текстура
Видео: Как нарисовать свиток с заклинанием в CorelDRAW
Разнообразие эпидермиса и формы листовой пары конофитумов не является полной его характеристикой. Не менее важными для идентификации и видового распределения растений является текстура, орнамент или маркировка эпидермиса. У многих видов конофитумов эпидермис очень гладкий, напоминающий зеленый помидор, но при сильном увеличении даже у этих видов можно обнаружить мелкую ребристость, углубления, наросты, более похожие уже на поверхность огурца той же стадии зрелости. У ряда видов неровности эпидермиса заметны сразу даже без увеличения и изобилие их форм приводит к попыткам сравнивания с дефектами кожи человека. Отсюда в литературе, где описывается текстура эпидермиса, появляются всякие «прыщики, морщинки, бородавки, сосочки» и прочие условные определения.
Во многих случаях текстура эпидермиса скрывается под покровом волосовидных сосочков различной длины, делая поверхность листовой пары шероховатой и напоминающей велюр или ворс на ощупь. Иногда эти ворсинки, а они, как правило, белого цвета, скрывают за своей плотностью истинную окраску эпидермиса, придавая растению вид теннисного мяча. Текстура может меняться в течение вегетационного периода от появления новых листьев до их превращения в обертку. Высокая степень тургора конофитума при чрезмерном питании, когда растение готово вот-вот «лопнуть», может свести на нет все шероховатости. Как правило, зона прозрачных участков листовой пары, что находится у ее вершины и участки эпидермиса, плотно прижатые к обертке, имеют более гладкую структуру поверхности и даже приобретают блеск. Этот блеск особенно заметен в середине зимы, когда растения находятся в пике своего годичного цикла.
К наростам на эпидермисе следует отнести и его крапчатость от выхода идиобластов, т.е. довольно крупных клеток, достигающих полтора 1,5 мм в диаметре, часто ощущаемых на ощупь. Эти клетки заполнены танинами, бетулинами, водным раствором и другими, менее известными компонентами. Идиобласты часто имеют вид бородавок зеленоватого цвета, приподнятых над поверхностью листьев, что обычно называют «холмами идиобластов» или крапинами. Эти крапины могут находиться как на верхней, так и на боковой поверхности листьев, но чаще всего они концентрируются вокруг щели. Все конофитумы имеют красочный орнамент или маркировку эпидермиса в различной степени плотности. Элементы этого рисунка, несомненно, украшают растения и часто имеют видовую принадлежность. Сюда относят полоски или штрихи, радиально расходящиеся от щели, образуя сетчатый рисунок, или что-то похожее на копытца, или просто разбросанные наугад. Многие виды покрыты приподнятыми пятнами черновато-красного или зеленовато-красного оттенка, в которых содержится бетулин. Пятна и штрихи часто сливаются в определенный узор, незначительно меняющийся в поколениях. Картину орнамента ряда видов дополняют килевидные рубцы на вершинах листьев. Эти кили являются аналогами центральной жилы обыкновенного листа, могут иметь различную окраску и форму.
Ряд видов инкрустированы кристаллами оксалата кальция, которые выглядят подобно родинкам у человека. Нельзя не упомянуть о белых пятнах, окружающих выпуклые или вдавленные участки кожицы конофитумов. Эти образования можно увидеть отчетливо только при увеличении, и представляют они дыхательные устьица растений со следами «выхлопа» отработанных газов.
Орнамент эпидермиса присущ и котиледонам конофитумов на стадии их развития после прорастания семян. Первые дни они крошечные и листовидные, но очень быстро раздуваются, становясь суккулентными за неделю. Только маленькая щелка говорит о том, что «тело» котиледона состоит из пары листьев. Конечно, эпидермис котиледонов не имеет постоянного узора, но у отдельных видов они имеют одинаковые красноватые пятна и штрихи, часто окруженные темноватыми ободками. Через несколько месяцев котиледоны становятся настоящей листовой паров и приобретают текстуру и орнамент взрослого растения, хотя до разделения листьев, вернее ее степени, еще далеко. Даже виды с целиком разделенными листьями на этой стадии только стремятся намекнуть о будущем «разводе», что выражается в виде рубца, идущего по месту образования щели.