Сады чехии: сад зденека ржегачека

Сад Зденека РжегачекаЕсли ехать от Праги на восток сначала по трассе, потом по мощеной брусчаткой дороге, а затем про проселочной, то в результате попадешь… нет, не на край земли, а в маленькую деревню, поодаль от которой прячется сад с роскошным альпинарием в самой высокой части, лесной зоной ниже и красивым прудом.

Возраст делает этот сад прекрасным. Взрослые хвойные и лиственные великолепны и естественны, а редкие многолетники образуют местами сплошные заросли.

Видео: На крыше мэрии Праги разводят пчёл (новости)

– Этот сад – дача, – говорит пан Ржегачек, владелец, чешский пенсионер, – мы здесь живем, только когда нет снега (в Чехии это с марта по ноябрь-декабрь). Сад сразу создавался как каменистый. Здесь естественный уклон, довольно сильный. Очень удобно делать альпинарии. Они выглядят натуральными, будто выход горной породы.

– На склоне можно сделать не только альпинарий?

– Конечно. Но я всегда любил альпийские растения. Более двадцати лет я путешествую в горы всех континентов, фотографирую растения, собираю семена. Часть находок сейчас растет в моем саду.

Сад Зденека Ржегачека

– Ваши горки не выглядят крутыми горными пиками.

– Мои горки – для растений. Я создавал цветам оптимальные условия. Таких пологих, плавных очертаний им достаточно. Главное, что есть дренаж, светлые камни, которые не нагреваются на солнце. Можно положить больше камней или сделать высокое сооружение – будет впечатлять, но растения будут расти так же, а может быть, даже хуже.

– Почему?

– Придется больше внимания уделять поливу. Если зима будет холодной, растения замерзнут.

Сад Зденека Ржегачека

– Какой камень вы используете для своих альпинариев?




– Мы в Чехии используем разные породы камня. Сейчас модно делать вертикальную кладку из любой породы с плоскими слоями. Это красиво, впечатляет, считается, что и растениям в такой скалке лучше. Моим горкам много лет, и они сделаны по старым принципам. Я выбрал известняк, из которого сложены Доломиты – горы, где мне чаще всего доводилось бывать и откуда родом множество моих цветов. С известняком приятно работать, со временем он темнеет, а многим растениям нужна в почве известь.

– Но вот там я вижу какой-то другой камень, пористый, похожий на застывшую пену.

– Вы совершенно правы. Но этот камень тоже состоит из извести, только особой. Он называется травертин, это туф, отложенный минеральными источниками. В глубине земли вода растворяет известняк, а когда попадает на поверхность, откладывает его в виде пористого камня. Со временем он становится тверже, но все равно легок в обработке.

Сад Зденека Ржегачека

– Да, это красиво. Но только ли за красоту вы его использовали?

– Этот кусочек альпинария сделан специально для камнеломок и особо чувствительных растений. Ведь травертин пористый и гигроскопичный, он впитывает воду, как губка, но при этом лишней влаги в нем никогда нет. Идеальный материал для чувствительных к замоканию растений.

Камнеломки, к сожалению, уже отцвели, но даже по идеальным, зеленым и сизым, обтекающим камни подушкам видно, что растения находятся в оптимальных условиях.

– Долго ли живут альпийцы, когда им хорошо?

– Это зависит от вида. Есть растения долгоживущие, есть малолетники. Вторым тоже находится место в саду, если они сами воспроизводятся, сеются. Самосев вообще хороший показатель правильности условий. У меня есть моя гордость – гибрид дафны, который сам вырос в моем саду. Это очень мощное, выносливое и красиво цветущее растение. Я назвал его по имени нашей деревни (Daphne x susannae Ceska Rybna). Этому гибриду много лет, сейчас он есть уже во многих садах.

Сад Зденека Ржегачека, дафна

Мы начинаем спускаться вдоль изгороди. Все заборы в этом саду лишь для обозначения границ. Чужих в деревне нет, опасаться некого, а сад чрезвычайно выигрывает от окружающих видов леса и поля. Переход от сада к природе почти незаметен. Но вернемся пока к забору.

– Я вижу, здесь вы не ограничились изгородью, еще и посадили молодые туи?

– Со всех сторон сад закрыт от ветра, только здесь холодный воздух проникает к нам и сдувает снег с горок. Туи его задерживают даже сейчас, когда они небольшие. Потом станет еще уютней.

– А вот и еще одна горка! И опять новый камень.

– Здесь использован гранит. Это сделано без особой необходимости: никаких необычных растений здесь нет, просто мне хотелось сделать еще один фрагмент, а гранит был в тот момент доступнее. Это тоже хороший камень, когда он не круглый. А если растениям необходима известь, можно подмешать крошку в почву.

Сад Зденека Ржегачека

За гранитной горкой полыхает рододендрон. Я даже не спрашиваю названия: это то, что у нас не зимует. Альпийская часть сада незаметно заканчивается, и начинается опушка. Здесь и другие рододендроны, вечнозеленые и листопадные, низкорослые хвойные. Абрис их крон чудесным образом перекликается с формой огромной ели, лиственниц и берез за забором. Сад будто растворяется в лесу.

– Когда вы сажали все эти растения, была ли у вас задумка создать эффект слияния с природой?

Видео: Маленькие звездочки

– Признаться, нет. Мне нравилось то или это, что-то дарили друзья, и я сажал. Думаю, так поступает большинство садоводов: приносят в сад то, что нравится. Время сделало свое дело: все это выросло, стало взрослым и красивым. Я не так много старался. В конце концов, хвойными и азалиями я не увлекаюсь, это просто живописный уголок, не более того. Самые большие мои драгоценности в той теплице, под яблоней.

Сад Зденека Ржегачека

– Почему в теплице?

– Это альпенхаус, теплица для альпийских растений. Ведь не все могут расти у нас под открытым небом.

– Мерзнут?

– Нет, скорее боятся дождя. Нужно сделать им крышу, а поливать снизу. Видите, горшки зарыты в песок? Вот песок и поливаю. Теплица специально сделана заглубленной, чтобы зимой меньше промерзала. Вот например примулы аллиони: если их высадить на горку, даже из травертина, они не выживают. А здесь прекрасно цвели.

Из теплицы под яблоней мы идем в теневой уголок. Здесь есть и пруд, просто образцовый: совершенно не видны кромки пленки, по берегам буйная влаголюбивая растительность. Цветовая гамма идеальна: пурпурные листья кувшинки перекликаются с малиновыми цветками канделябровых примул и доцветающим розовым рододендроновым шаром. Округлый пруд, округлый рододендрон, округлые кусты рядом. Только скамейки не хватает!

Сад Зденека Ржегачека

– Как вам удалось так задекорировать край пленки в пруду?

– Там нет пленки. Это естественный пруд (теперь понятно, почему берег выглядит так естественно и пришелся по вкусу примулам и оноклее). Здесь самое низкое место на участке, была влажная низинка, мы ее углубили и сделали пруд. Летом доливаем воды.

– Теневые растения – тоже ваша любовь?

– Некоторые. Я собираю триллиумы, они здесь ведут себя, как дома, самосеются и гибридизируют. Есть интересные цикламены, башмачки (дикие орхидеи). Много луковичных. Теневой сад засажен уже давно, здесь многие уже натурализовались, иногда и не знаешь, где найдешь самосев. Это, конечно, показатель здоровья и оптимальных условий, но хочется порядка в посадках и больших однородных куртин, а как его достичь, если подопечные разбегаются?

Сад Зденека Ржегачека, башмачки

– О натурализации таких редкостей, как у вас, о таком естественном, будто выросшем самостоятельно саде большинство наших садоводов могут только мечтать. Вы можете посоветовать, как достичь этого быстрее?

– Быстрее нельзя. Надо набраться терпения. Ведь мало посадить растения. Когда за ними ездишь по разным местам, сеешь, выращиваешь, размножаешь, следишь за их развитием в саду – ты учишься. Чему можно научиться, получив сразу готовый сад? Я могу только посоветовать следовать своим желаниям и мечтам. Остальное сделает время.

Сад Зденека Ржегачека

Поделитесь в соц. сетях:

Похожее